Сказание
об Агиасме, или чудесном открытии
живоноснаго источника святым
Афанасием и об устроенной по
сему случаю иконе Пресвятой
Богородицы – Экономиссы *).
В то время как святый Афанасий строил
свою лавру, к нему стекалось отвсюду
множество иноков, которых он с
любовию принимал к себе, и с
которыми вместе трудился во всех
родах монастырскаго послушания.
Попущением Божиим случилось, что в
один год сделался такой неурожай и
голод в лавре, что братия святаго
Афанасия, не вынося как строгих
подвигов, так и постигшаго лавру
искушения, один по одному разошлись,
так что, наконец, в ней остался, и при
том без хлеба, один только святый
Афанасий. Как силен ни был в
подвигах, как тверд ни был в духе
терпения святый Афанасий, но голод
превозмог и его: твердость духа в
нем поколебалась, он решился
оставить лавру и идти куда-нибудь в
другое место. В одно утро святый
Афанасий, со своим железным жезлом,
в смутном расположении духа, уныло
шел по пути к Карее. Два часа он
прошел этим путем, наконец утомился,
и только-было хотел присесть
отдохнуть, как показалась идущая
ему на встречу женщина под голубым
воздушным покрывалом. Смутился
святый Афанасий и, не веря
собственным глазам, перекрестился.
«Откуда взяться здесь женщине? –
спросил он сам себя, – ведь вход
женщине сюда невозможен». –
Удивляясь сему видению, святый
Афанасий пошел на встречу
Незнакомке. «Куда ты, старец»? –
скромно спросила Незнакомка
святаго Афанасия, поровнявшись с
ним. Святый Афанасий осмотрел с ног
до головы Незнакомку, заглянул Ей в
лице, и в невольном чувстве
почтительности отупился.
Скромность одежды, тихий
девственный взор Незнакомки, Ея
трогательный голос – все
показывало в Ней не случайную
женщину. – «Ты кто, и как зашла сюда»,
– сказал старец Незнакомке, – и к
чему тебе знать – куда я? Ты видишь,
что я здешний инок. Чего-ж более? – «Если
ты инок, – отвечала Незнакомка, – ты
должен иначе, нежели обыкновенные
люди, отвечать; и быть простодушным,
доверчивым и скромным. Я желаю знать,
куда ты идешь; знаю твое горе, и все
что с тобою делается, могу тебе
помочь: но прежде желаю услышать от
тебя самого – куда ты»?
Удивленный
беседою таинственной Незнакомки,
святый Афанасий разсказал ей беду
свою. – «И этого-то ты не вынес? –
возразила Незнакомка; – ради
насущнаго куска хлеба, ты бросаешь
свою обитель, которая должна быть в
роды родов славною?
В духе ли это иночества? Где-ж твоя
вера? Воротись, – продолжала Она, –
Я тебе помогу; все будет с избытком
тебе даровано, только не оставляй
своего уединения, которое
прославится и займет первое место
между всеми возникшими здесь
обителями». – «Кто же ты»? – спросил
Афанасий. – «Та, имени Которой ты
посвящаешь свою обитель, Которой
вверяешь судьбу ея и твоего
спасения. Я Матерь Господа твоего»,
– отвечала Незнакомка. Святый
Афанасий недоверчиво и сомнительно
посмотрел на Нее, и потом начал
говорить: «Боюсь поверить, потому
что и враг преобразуется в ангела
света. Чем Ты убедишь меня в
справедливости слов Твоих»?
прибавил старец. – «Видишь этот
камень, – отвечала Незнакомка; –
ударь в него твоим жезлом, и тогда
узнаешь, Кто с тобою говорит. Только
знай, что с этой поры Я навсегда
остаюсь домостроительницею (Экономиссою)
твоей лавры». – Афанасий ударил
жезлом своим в указанный ему камень.
Как молниею разразился камень, и из
трещины его выбежал шумный ключ
воды, запрыгал по скату холма и
унесся вниз до самаго моря.
Пораженный таким чудом, святый
Афанасий обернулся, чтоб броситься
к ногам божественной Незнакомки, но
Ея уж не было. Она незримо скрылась
от его удивленных взоров. С той поры
ключ тот даже и поныне целительно и
обильно струится, в разстоянии двух
часов ходу от лавры: это – близ моря,
в диком и пустынном лесу.
Когда
святый Афанаcий,
по явлении ему божественной
Экономиссы, возвратился в лавру, то
бывшие истощенные сосуды и кладовыя
нашел, по державной Ея воле,
наполненными всем потребным;
некоторые из этих сосудов будтобы
сохраняются в лавре и доныне. Согласно
воле Царицы Небесной, в лавре не бывает уже эконома, а только
подэконом. Впоследствии в лавре
была устроена икона Пресвятой
Богородицы – Экономиссы. Икона эта
изображает Ее седящею на престоле;
на Ея лоне Предвечный Младенец. С
правой стороны престола святый
Михаил Синадский, с левой святый
Афанасий; оба в молитвенном
положении, а последний держит на
руках своих вид своей лавры,
символически образуя тем свое
особенное хранение,
покровительство и заботливость о
ней. Эта икона поставлена в скромном
кивоте среди монастыря,
разделеннаго на две части – на том
месте, где в другой раз Богоматерь
явилась святому Афанасию видимым
образом. Некогда святый Афанасий
так же претерпевал в лавре своей
крайнюю скудость во всем; Владычица
мира, явившись ему, утешила его
надеждою на Ея промышление и
попечение о нем и его лавре. Свет
неугасимой лампады тихо
разливается пред изображением
божественной Экономиссы. На
месте же явления святому Афанасию
Божией Матери у источника,
воздвигнута, в память сего явления и
в честь Ея, небольшая церковь с
неугасимою лампадою пред иконою,
изображающею совершившееся здесь
чудо. При пути устроена открытая
галлерея для отдыха пришельцев и
поклонников, особенно в летнюю пору,
когда жары бывают утомительны и
едва выносимы. Иноки соседней келли
теплят здесь неугасимую лампаду.
Келля эта живописно отсюда рисуется
на значительной высоте прибрежнаго
холма.
Молитвами,
Господи, всехъ Святыхъ и Богородицы
Твой миръ даждь намъ, и помилуй насъ,
яко единъ щедръ.
======== + + + =======
Источник текста: *)Из "Письма
Святогорца" 1745 г. Греческого издания. ("Вышний покров над
Афоном". Репринтное издание "Синтагма"
1997 г.)
На снимке: Тот самый
источник и галерея для паломников. Фото
Александра Вострикова, 2001 г.
|